В области воспитания смысл слова «самостоятельность» заключается в «способности действовать без посторонней помощи». Пока что мы говорим о самостоятельности ребенка при еде, одевании, игре и т. д.
Самостоятельность – постоянный, незавершенный и бесконечный процесс. «Работа» начинается с рождения ребенка, когда он пытается сам справляться с движениями своего тела, и продолжается на протяжении всей взрослой жизни, в которой приходится выпутываться из сложных ситуаций.
Самостоятельность, конечно, нужна, но не следует слишком поспешно заставлять ребенка взрослеть и слишком рано принимать на себя ответственность.
Путь к самостоятельности сложен. Его нужно рассматривать с двух сторон: с точки зрения родителей и с точки зрения детей.
Итак сначала рассмотрим точку зрения родителей, побуждающих детей к самостоятельности
Маленькие дети
Мы требуем, чтобы они одевались и ели сами, ведь утром мы торопимся на работу. Просим их потерпеть и использовать горшок – это намного проще, чем памперсы, и соответствует требованиям яслей и детского сада.
Можно привести множество примеров. Но в данном случае ожидания родителей завышены: в этом возрасте дети еще не готовы к их требованиям. Причем, не понимая причины спешки, они медлят…
Подростки
Мы требуем, чтобы они прибирали свою комнату, следили за своим бельем, хорошо делали домашние задания и т. д. Здесь родители также могут встретить сопротивление… И не потому, что они ждут от подростков того, чего те не в силах сделать. Подросткам просто лень, нет привычки, и вообще не хочется напрягаться.
А теперь рассмотрим точку зрения детей, которые нас «достают»
Прежде всего, речь идет о годах после раннего детства. Хотя уже четырехлетний малыш говорит: «Нет, я сам!», он безуспешно пытается завязать шнурки, а вы стоите рядом и нервничаете…
Даже маленький ребенок требует самостоятельности. Он отнимает ложку у родителей и размазывает пюре по лицу. Такая готовность ребенка к самостоятельности дается родителям нелегко – им кажется, что быстрее и лучше самим накормить ребенка. Это неправильный расчет. Чем раньше ребенок начинает действовать сам, тем больше у него будет времени научиться самостоятельности.
Скорость развития самостоятельности зависит от того, как рано дети начинают действовать без посторонней помощи.