Плохие оценки у ребенка, ребенок не хочет учиться.

Часто родители задаются вопросом, откуда у их ребенка плохие оценки? И почему он не хочет учится? В данной статье речь пойдет об очень важной проблеме, как успеваемость.

Учет успеваемости

– неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и вместе с тем учитывает, как ученики воспринимают изучаемое, овладевают умениями применять знания, как осмысливают, запоминают, переживают процесс овладения ими. Оценка успехов ориентирует учащихся как относительно уровня их достижений в учебной деятельности, так и в развитии необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств.

Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективно правильной, т. е. соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся. Такой учет позволяет управлять процессом усвоения знаний, умений, навыков, т. е. умственными и практическими действиями, их последовательностью, вносит в деятельность учителя и учащихся необходимые коррективы и служит средством совершенствования процесса обучения, повышения его эффективности, преодоления второгодничества.

Причины неуспеваемости

Неуспеваемостью считается низкий уровень знаний учащихся по сравнению с общепринятыми стандартами. Чтобы квалифицированно решать проблему неуспеваемости, надо знать обстоятельства, порождающие успеваемость и неуспеваемость. Причины неуспеваемости могут быть разными.

В некоторых случаях виновниками являются сами учителя. Учитель считает, что ученик невнимателен на уроке, что он лодырь, неспособный. Но часто под этим скрывается недостаточно подготовленная работа учителя, который не смог заинтересовать ученика, развить его индивидуальные способности, приобщить к работе на уроке. Если с самых младших классов ученик потерял интерес к учебе и ходит в школу просто потому, что «так делают все», то в связи с любыми неудачами у него укрепляется некоторая предубежденность против учения. Поэтому для учителя очень важно внушить ученикам, что неудачи должны не расстраивать их, а учить, закалять волю. Учителю необходимо постоянно мотивировать необходимость обучения на каждом его этапе.

Второй причиной неуспеваемости школьника может быть семья. Ведь обучение не ограничено работой к классе. С ребенком, особенно на начальном этапе обучения, нужно непрерывно работать, помогать ему постигать знания. А если с самого начала «забросить» ребенка, трудно ожидать от него больших успехов в дальнейшем учении. Нередко сами родители убеждают детей, что учеба – это далеко не самая важная в жизни вещь, и что раньше люди получали всего пятилетнее образование и при этом добивались успеха в жизни.

Третьим источником неуспеваемости является свободное детское общество – группа ближайших друзей и товарищей, с которыми он проводит свободное (и не всегда только свободное) время. Если окружающая ученика компания негативно относится к учению, если успех в учебе не является престижным в школьном (или не школьном) коллективе, учащийся не будет стремиться к успеху в учебе.

Четвертым источником неуспеваемости школьника может оказаться он сам. То есть если механически, непосредственно выводить успеваемость из школьных, семейных, товарищеских влияний, это будет означать, что ребенок просто пассивный, безвольный продукт внешних обстоятельств. На самом же деле, это весьма активно и избирательно воспринимающее всякие влияния существо. Следовательно, в неуспеваемости школьника, особенно старших классов, где люди уже достаточно самостоятельны, виноват не столько кто-то, сколько он сам.

Но иногда неуспеваемость школьника появляется по независящим от ученика причинам – ученик длительное время непреднамеренно пропускает занятия, например, из-за серьезной или хронической болезни. В этом случае учитель должен более благосклонно относиться к ученику, постараться избегать наличия пробелов в знаниях учащихся, не превратить его временную неуспеваемость в постоянную. Также, если учащийся не ставит перед собой более высокой цели (поступление в вуз), не он считает обязательным стараться при обучении.

Типы неуспевающих школьников, их психологические характеристики

Несмотря на прогрессивнее развитие педагогических и психологических наук, проблема борьбы с отстающими учениками не утратила своей актуальности и в настоящее время. В любом учебном коллективе можно найти учеников, не успевающих в учении по тем или иным причинам. Но для устранения и предотвращения неуспеваемости необходимо знать не только ее причины. В глазах учителей все неуспевающие ученики абсолютно одинаковы.

У психологов же, существует следующая типология:

  • Первый тип неуспевающих – ученики, низкое качество мыслительной деятельности которых сочетается с положительным отношением к учебе.

  • Второй тип – школьники, в которых высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

  • К третьему типу неуспевающих относятся дети, в которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости

– это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание.
Made on
Tilda